Как появилась идея построить «Москва-Сити» и что ждет комплекс в будущем

Просмотров: 1825

Вместе с Ириной Хоменко, куратором Музея-Смотровой «Москва-Сити», который расположен в башне «Империя», мы разбирались, как появилась идея построить остров небоскребов в Москве, что поменялось в концепциях башен, почему некоторые проекты так и не были реализованы и что ждет комплекс в будущем.

— Давайте начнем с самой задумки «Сити». Кто был инициатором постройки комплекса и зачем он был нужен?

Это нужно было нашему государству. В начале 90-х годов XX века Россия перешла к рыночным отношениям. Ей был необходим деловой центр мирового уровня для того, чтобы успешно развивать внешнеэкономические связи. Это был вопрос престижа на международной арене. Деловой кластер Москвы начинался с создания Центра Международной Торговли и Экспоцентра на Краснопресненской набережной в 80-е годы.  Московский архитектор Борис Иванович Тхор прозорливо оценил потенциальные возможности неприглядной коммунально-промышленной территории, которая находилась по соседству с Экспоцентром, всего в четырех километрах от Кремля, и пришел к выводу, что это подходящее место для строительства делового центра. Именно Тхор стал автором концепции и фактически первым режиссером масштабной постановки под названием Московский международный деловой центр «Москва-Сити».

— Чем изначальный план комплекса отличался от того, что есть сейчас? 

Команда архитекторов под руководством Бориса Тхора представляла небоскребы не такими, какими мы их видим сейчас. Здания должны были располагаться по спирали с повышением высотности — вглубь от Москва-реки к Красногвардейскому проезду. Но потом было принято решение развивать каждый участок с небоскребом по собственному плану. На мосту «Багратион», если спуститься на минус первый этаж, можно увидеть макет первоначальной концепции «Москва-Сити».  

— Сколько планировалось построить небоскребов и в какие сроки они возводились?

В «Москва-Сити» должно быть 22 башни. Некоторые состоят из 2 или 3 частей, но считаются за один объект. Большинство башен уже построены. Завершение строительства делового комплекса планируется в 2022 году. Еще должно быть возведено 5 крупных объектов, в том числе в ближайшие два года завершится строительство двух башен Нева Тауэрс, Империи-2, киноконцертного зала «Сити Тайм Плаза» и самого большого паркинга на территории «Москва-Сити».

— «Эволюция» и «Евразия» были относительно давно построены, но они не эксплуатируются. В чем причина?

Башня «Эволюция» была завершена в 2016 году, на данный момент она продана российской компании «Транснефть». Сейчас полным ходом идет процесс внутренней отделки. «Евразия» была построена несколько лет назад.  Известно, что ее приобрел «ВТБ», штаб-квартира которого расположена в башне Федерация Запад, для офисов своих дочерних банков.

Эволюция

— Какое среднее время возведения одной башни?

Невозможно ответить однозначно, поскольку строительство и проект башни нужно согласовывать, находить финансирование. Это реализуется в разные сроки. Если не учитывать время на эти процедуры, то башню можно построить за два-три года. Примерный период эксплуатации башни 100 лет, после чего ей понадобится реставрация или полная замена. Поэтому строить надо технологично и надежно. Наши башни построены именно так.

— Одна из самых больших проблем «Сити» — недостаток парковочных мест. Почему этот момент не был продуман заранее и решают ли сейчас проблему?

Этот вопрос решается. Нужно сказать, что, когда начиналось строительство «Сити», не было опыта строительства небоскребов, адекватного прогнозирования транспортной ситуации. Однако благодаря транспортной схеме, разработанной архитекторами Мастерской 6 Моспро-екта-2, было построено так называемое «мини-метро»: от станции «Киевская» до «Выставочной» и «Международной». Сейчас к ним добавилась станция «Деловой центр», открылось МЦК. Они хорошо решают задачу транспортной доступности делового центра. Суточный трафик делового центра составляет более 180 тысяч человек, и две трети из них сделали выбор в пользу общественного транспорта. 

«Москва-сити» — крупный градостроительный проект, поэтому городская администрация и управляющая компания ММДЦ «Москва-Сити» ПАО «Сити» уделяют большое внимание развитию парковочного пространства. Достраиваются паркинги, открытые и подземные, и когда проект будет завершен к 2022 году, на территории «Москва-Сити» будет размещено свыше 24 тысяч машиномест. Транспортная ситуация определенно меняется к лучшему.

Город Столиц

— Башня «Меркурий» выделяется из всех построек своим ярко-оранжевым цветом. Почему именно такое оформление получил небоскрёб?  

Многих интересует этот вопрос. Этот небоскреб является украшением нашего комплекса. Изначально на месте «Меркурия» должна была стоять башня «Россия», выполненная в золотистом цвете, и вот это колористическое решение нравилось и руководству нашего строительного комплекса, и городским властям. Поэтому, когда было предложено медно-золотое остекление, оно было принято. Но в первую очередь использование   стеклопакетов с оксидным напылением надежно защищает от неблагоприятного воздействия ультрафиолета, что особенно актуально для верхних этажей, где его воздействие более ощутимо. В общем-то, всем такое решение пришлось по вкусу, а «Меркурий» стал одним из главных героев на театральном помосте «Москва-Сити». Конечно, дело не только в цвете, но и в архитектурной форме и других достоинствах здания.

— Первым зданием было «Башня 2000». Расскажите историю его строительства.

Это один из двух объектов, которые были построены по проекту Бориса Тхора.  «Башня 2000» — единственный небоскреб на правом берегу Москвы-реки. Изначально его название было «Реформа», что отражало ситуацию в стране. Башня примыкала к мосту «Багратион», который также был задуман и спроектирован архитектором Тхором. Это была единая линия, ось от Кутузовского проспекта в будущий деловой центр. В то время было мнение, что этот мост ведет в никуда. В течение долгих 8 лет велась подготовка территории, подводились инженерные сети. И когда в 2004–2007 годах на правом берегу были построены 3 разноэтажных корпуса Башни на Набережной, стало понятно — лед тронулся, строительство начато и точно будет завершено.

— А что касается вас? Среди всех высоток наверняка есть «любимица». Расскажите, какой небоскреб вы любите больше всего и почему.

Мне нравится башня «Империя». Конечно, как и многие люди, я восхищаюсь и «Меркурием», и «Эволюцией». Но хочу сказать несколько слов о нашей башне — музей «Москва-Сити» находится именно в «Империи». Во-первых, она очень интересно вписана в центр московского скайлайна (линия небоскребов на фоне горизонта – прим. ред.). Она фокусирует на себе внимание. Этот глубокий малахитовый цвет и элегантные овалы на фасадах, с одной стороны выступающие, с другой стороны утопленные. Абсолютно уникальная форма. Во всем мире нет аналога. Высота небоскреба —  239 метров, по-своему полезна и интересна. Например, с 56 этажа делового комплекса «Империя», где размещается наш музей, мы можем из панорамных окон с близкого расстояния рассматривать другие здания. Ведь фактически наш комплекс- это музей современной высотной архитектуры под открытым небом.

Вид на сити

— Когда будет до конца реализован проект «Центральное ядро»?

«Афимолл Сити», главный объект расположенный в Центральном ядре, уже введен в эксплуатацию в 2011 году. Изначально по проекту Тхора это был трехуровневый выставочно - торговый комплекс, а на кровле должен был располагаться парк. Проект так и назывался- «Парк-сити». До сих пор многие сожалеют о том, что не была   реализована эта   архитектурная концепция. «Афимолл Сити» стал таким, каким мы знаем его сейчас. В «Москва-Сити» есть городская площадь, которая выполняет все функции общественного рекреационного пространства.

Отдельного внимания заслуживает расположенный на городской площади концертный зал «Москва-Сити». Вместе с городской площадью они составляют единый архитектурный ансамбль, представляющий «Тему Времени». Здание концертного зала со светопрозрачным открывающимся куполом диаметром 64 метра будет включено в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой циферблат часов в мире. Концертный зал-трансформер будет иметь более 20 конфигураций для проведения самых разных мероприятий. Строительство объекта будет завершено к концу 2019 года

— Как появилась церковь на территории «Москва-Сити»?

Ее построили для работающих и проживающих здесь православных людей по инициативе генерального директора Экспоцентра в 2010 году. Церковь Серафима Саровского приписана к храму Московского университета Святой Мученицы Татьяны.

— Что вы можете рассказать о замороженных проектах? Почему они получили такой статус?

Давайте возьмем для примера участок номер 15.  У него непростая судьба. Изначально по проекту архитекторов Хазанова и Наговицына на участке хотели построить комплекс административных зданий законодательной и исполнительной власти города. Но от этой идеи отказались. Потом несколько раз менялся собственник участка.  Когда такое происходит, то строительство замораживается. Но это хороший участок, он точно будет достроен, это просто вопрос времени. Кстати, интерес к этому месту проявлял в то время успешный девелопер Дональд Трамп, который хотел построить небоскреб в «Москва-Сити». Но не сложилось.

Федерация

— Но также есть и нереализованные проекты. Что вы можете рассказать о них?

Главным нереализованным проектом остается башня «Россия» — это проект Нормана Фостера, знаменитого архитектора, родоначальника архитектурного направления «хай-тек».
Не могу не сказать, что британский архитектор является большим поклонником и последователем знаменитого российского инженера Шухова.
В 2008 году, когда все было готово к постройке рекордно высокой башни «Москва-Сити», было принято решение остановить реализацию проекта. Наступил экономический кризис, и инвестор не сумел обеспечить финансирование, не получил должной поддержки московского правительства. Сначала власти планировали построить вместо башни «Россия» огромный паркинг, но вскоре от этой экстравагантной идеи отказались.  Сейчас на участке возводится многофункциональный комплекс Нева Тауэрс. Эти небоскребы новой генерации будут более рациональными и минималистическими.  В «Москва-Сити» сегодня уже нет гонки за рекордами высоты и вычурными формами, а превалирует тенденция строить более стильные, технологически продвинутые и экологические высотные здания.

— Какая общая концепция у «Сити»?

Рассматривался вариант развития «Сити» как закрытого квартала, но в итоге   остановились на решении построить просто отдельный район высотных зданий.  Несмотря на то, что территория разделена на отдельные участки с разными правообладателями, есть управляющая компания — ПАО «Сити», которая задает формат развития. ПАО «Сити» координирует вопросы дорожно-транспортной инфраструктуры, единой навигации, создает и развивает необходимые сервисы. Кроме того, сейчас «Сити» начнет развиваться как городское культурное пространство. В этом году на территории делового комплекса запланированы крупные культурные события по разным направлениям: кино, театр, музыка, паблик-арт, новые технологии. ПАО «Сити» также является инициатором создания нашего музея и его инвестором. Музей – это входная точка для формирования сообщества «Москва-Сити». Рассказывать о «Сити» можно бесконечно. Разбирать в деталях строительство каждого небоскреба, рассуждать о концепциях и целостности комплекса. За каждой башней кроется своя история и судьбы создателей. Если вам интересна тема урбанизации, история и архитектурная эстетика высотной Москвы, технологии и инженерия небоскребов, то за знаниями и деталями — в музей «Москва-Сити». Поверьте, мы всего лишь приоткрыли кулисы театра «Сити».

Взгляды в прошлое

Рассказав вам немного об истории «Сити» и планах на развитие комплекса, мы решили, что весной мы откажемся от башни номера и расскажем вам о тех небоскребах, которые пока что не были реализованы. Первоначальный макет «Москва-Сити» в корне отличался от реализованного проекта. Он должен был состоять из 22 башен разной высотности. В центре планировали сделать городской парк, а сами небоскребы расположить в U-форме. Изначальная концепция, по мнению застройщиков и архитекторов, абсолютно не имела изъянов. Украшением «Сити» должна была стать башня «Россия» — планируемый небоскреб по высотности должен был превзойти башню «Останкино» и получить звание самой высокой постройки в Европе — даже выше «Федерации».

Новые башни
На территории «Москва-Сити» также планировалось возвести новое здание мэрии Москвы, комплекс имени Юрия Долгорукого и небоскреб Grand Tower. Скорее всего мы уже не увидим эти башни в реальности, но никто не запрещает нам узнать побольше о нереализованных проектах и понять, что же было в головах архитекторов в 1991 году. Начнем с «России». Британец Норман Форстер предложил построить в «Москва-Сити» самую высокую европейскую башню. Было разработано и согласовано все до мельчайших подробностей: высота «России» должна была достигать по задумке архитектора 1000 метров — да, целый километр, но затем приняли решение сократить высоту до 618 метров (112 этажей). В небоскребе планировали сделать самые элитные апартаменты, пятизвездочный отель, бутики, рестораны с панорамными окнами, крытый каток и многое другое. Именно «Россия» должна была стать лицом делового комплекса. В 2006 году мэр столицы Юрий Лужков даже историческую капсулу в фундамент заложил. Но потом грянул кризис и строительство пришлось отменить. Сложно представить, как лаконично бы смотрелся небоскреб в стиле хай-тек на фоне остальных зданий. Возможно, с точки зрения дизайна, отмена строительства избавила район от слишком выделяющегося объекта.


Еще одним желанным проектом для «Москва-Сити» было здание «Юрий Долгорукий». Макет разработала Заха Хадид. Гостинично-выставочный комплекс должен был находиться на месте нынешнего «Экспоцентра»: в горизонтальной части планировали разместить выставочные залы, а пристройки в 60 и 50 этажей сделать жилыми: создать апартаменты, гостиничные номера и все то, что так необходимо жителям «Сити». Здания планировались в виде выпуклых линз с балконами и выступающими углами. К сожалению, проект так и не был утвержден.

Grand Tower — загадочный объект, судьба которого решается с 2012 года. Именно этот небоскреб было решено возвести на месте планируемой мэрии Москвы, но и здесь как-то дела пошли не очень. Grand Tower на данный момент заморожен на стадии заливки фундамента. Однако 1 февраля этого года на заседании ГЗК было принято решение изменить высотность башни с 50 этажей до 62. Общая площадь объекта изменится с 315 000 на 400 000 квадратов. Само здание должно состоять из двух высоток с общей стилобатной частью. Также планируется связать здание со станцией метро «Выставочная» Филевской линии. Судьба Grand Tower все еще неизвестна, ведь мы так и не вышли из экономического кризиса, поэтому нет никаких точных сроков возобновления работы. Тем более не ясна дата сдачи готового объекта. Помимо полностью нереализованных проектов, проект башни «Федерацию» был видоизменен. Если мы обратимся к изначальной концепции комплекса, то узнаем, что между двумя небоскребами «Восток» и «Запад», которые объединены стилобатной частью, должен был располагаться так называемый шпиль или башня «С». Третья постройка на участке должна была стать самой высокой частью «Федерации», в ней планировалось разместить 2 высокоскоростных лифта с внешним остеклением, а в самой верхней части должна была расположиться смотровая площадка. Кроме того, в 2012 году шпиль был возведен наполовину, но уже в 2014 году один из авторов делового комплекса Сергей Чобан на международной выставке «Высокий мир. Москва-Сити». Перспективы развития» сообщил, что строительство шпиля прекращено по ряду неизвестных нам причин.

Москва-Сити

Очень туманны обещания построить стеклянный мост, который должен соединить Пресненскую набережную и «Сити». Идея появилась в 2016 году, был представлен макет, но на этом все закончилось. Проект моста был разработан для разгрузки других транспортных путей, с помощью которых можно добраться до делового комплекса. Сейчас попасть в «Москва-Сити» можно либо на машине, либо на метро. Второй вариант также подразумевает выбор: либо станция «Выставочная», либо «Деловой центр» МЦК, которое запустили совсем недавно. Стеклянный же мост по плану должен был иметь 4 выхода: к МЦК, к станции метро «Международная» Филевской линии, к Пресненской набережной и к «Москва-Сити». Такое сооружение должно было стать вторым в комплексе: первый — мост «Багратион» — был построен еще в нулевых. Он соединяет «Сити» и «Башню 2000», которая стоит другом берегу реки.

31 марта 2016 года МИА «Россия сегодня» рассказала об открытии ландшафтного парка на территории «Москва-Сити». Он должен был быть полностью готов к эксплуатации летом того же года, но чуда и на этот раз не случилось. Несмотря на то, что природную зону размером в 1 га уже начали оформлять, она не смогла дожить до своего торжественного открытия. Зеленая зона «стеклянных джунглей» также потерпела фиаско.

Нам сейчас трудно представить, как бы выглядел «Сити», если бы был воплощен макет 1991 года. На уровне проектов все эти высотки кажутся мечтой каждого, кто любит жить на «вершине». Но подлинные причины отмены строительства мы вряд ли узнаем — постоянные смены инвесторов, кризис и многое другое. Не стоит оборачиваться назад. Нужно смотреть вперед — во всяком случае деловой комплекс еще возводится, и только предположительно к 2020 году мы узнаем, какие сюрпризы в виде новых стильных небоскребов ожидают маленькую столицу.

Автор: Александра Маяковская Софья Бронтвейн

Блог про апартаменты и офисы Москва-Сити

Самая большая башня в «Москва-Сити»
13 Августа 2018 Просмотров: 1113
Башня «Федерация» — небесный волнорез
20 Февраля 2018 Просмотров: 1453
Больше постов